Александр Васильевич Александров
1883— 1946
Родился Александр Васильевич 1 апреля 1883 г в семье крестьянской семье в селе Плахино Рязанской области, расположенном в километре от церкви, где прислуживали родители. В семье любили петь духовные песни, народные песни и частушки. У маленького Саши оказался абсолютный слух и звучный альт, поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях. В 1889 г. в село приехал его уроженец - солист Петербургского церковного хора. Послушав пение Саши Александрова, столичный певчий уговорил родителей отпустить его в столицу для обучения. В том же году Александров стал певчим хора Казанского собора, окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Петербурга. В 1897–1900 годах занимался в регентских классах Придворной певческой капеллы, по окончании получил звание регента.
В 1900 г. Александр Васильевич поступает в Петербургскую консерваторию, где учится у великих музыкантов Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и А.К. Лядова. Однако тяжелое материальное положение и болезнь вынуждают прервать обучение. В 1902году Александров уезжает в Бологое, где начинает работать регентом соборного хора и преподает хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах.
В 1905 году Александр Васильевич возобновляет занятия в консерватории, но революционные события вновь вынуждают его прервать учебу. И в 1906 году Александрова приглашают принять участие в конкурсе на место регента Спасо - Преображенского собора города Твери. В этом конкурсе, продолжавшемся несколько дней, участвовали более десяти человек из разных городов, но победу одержал самый молодой участник – Александров.
В скором времени он сделал соборный хор лучшим в Тверской губернии. Начав свою карьеру в качестве регента архиерейского хора, Александров спустя всего пару лет стал самой значимой фигурой в музыкальном мире города. На помостах зала Общественного собрания Александров организовал постановки произведений мировой классики. Был не администратором, а идейным вдохновителем, режиссером и дирижером, и даже оперным певцом. В опере «Евгений Онегин» он спел партию Ленского. «…сцена там страшно мала и низка; уборные тесныя, освещение недостаточное, акустика никуда не годится… И все-таки мы слушали оперу!», - писала газета тех лет. Александров стал для местной интеллигенции и простого народа проводником в мир искусства. Ни одно учебное заведение города не обходилось без хоровых уроков регента, будь то мужская классическая гимназия или школа Морозовской фабрики. В 1915 году Александров открыл в Твери музыкальную школу, которая работала от Московского отделения Русского музыкального общества. В ней были фортепианный и скрипичный классы, а также классы хорового мастерства, музыкально-теоретических предметов и сольного пения. Сегодня она преобразована в музыкальное училище. В нашем городе Александров написал и свои первые произведения. Это три крупных симфонических произведения: увертюра-поэма «Смерть и жизнь», симфония в трех частях, а также одноактная опера «Русалка» по поэме Пушкина. Пребывание в Твери оказалось и для Александров временем становления как композитора и хорового дирижёра.
В Твери Александров также работал над оперой «Смерть Иоанна Грозного». Первую часть этой оперы он показал в Москве Ф.И. Шаляпину, которому это произведение очень понравилось. Несмотря на огромную занятость, Александрова не покидала мысль о том, что ему нужно завершить высшее образование. Он устроился преподавать музыку в железнодорожное училище, что дало ему возможность бесплатно ездить в Москву. Александров возобновил занятия в консерватории – на этот раз в Московской. Представьте себе: днем он работает в Твери, ночью едет в Москву, занимается там весь день в консерватории, затем вновь возвращается в Тверь. И так пять лет.
В 1913 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Василенко с большой серебряной медалью, а в 1916 – по классу пения (класс профессора Умберто Мазетти).
В 1918 году Александров, получив приглашение работать преподавателем в Московской консерватории, покидает с семьей Тверь.
Через четыре года преподавательской деятельности в 1922 году его утверждают в звании профессора Московской консерватории. Работу в консерватории не оставляет до конца жизни: преподаёт сольфеджио, полифонию, дирижёрское и хоровое мастерство, возглавляет хоровую кафедру и дирижёрско-хоровой факультет.
Параллельно с работой в консерватории в 1918 г. Александр Васильевич был приглашен Патриархом Тихоном регентом в главный воинский храм России в Храм Христа Спасителя, где он и проработал до 1922 года. В период 1918-1922 гг.также исполнял обязанности главного регента Русской Православной церкви. А.В. Александров, будучи регентом хора в Храме Христа Спасителя (1918-1922 гг.), написал большую поэму «Христос воскрес» для хора, оркестра, органа и солистов, ряд других духовных произведений, начал осуществлять первые обработки русских народных песен. Кроме того, работал хормейстером в камерном театре режиссера Александра Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой, консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.В конце 1930-х гг. выступил инициатором создания детского коллектива, известного впоследствии как ансамбль песни и танца имени Локтева.
Однако все это было лишь подготовкой к начавшемуся в 1928 г. яркому расцвету творческой жизни, когда Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. Работа А.В. Александрова заключалась в подборе и музыкальной обработке соответствующих песен, в разучивании их с вокальной группой. Первое выступление состоялось 12 октября 1928 г.
Александр Васильевич пошел по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными возможностями. Репертуар пополнялся большим количеством народных песен в обработке Александрова. Возросшие исполнительские возможности Ансамбля позволили включить в репертуар и многочисленные оперные хоры. Подобное сочетание традиций бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения до сих пор не имеет аналогов.Ансамбль песни и пляски (впоследствии Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова) был не просто крупнейшим художественным коллективом СССР — он представлял собой уникальное явление в мировом масштабе. Александров стал известнейшим композитором, автором многих знаменитых музыкальных произведений. Два из них, написанные в военные годы – «Священная война» и Гимн Советского Союза, а ныне Гимн России, – прославили его имя на века.